Отзыв на Ratchet & Clank: Rift Apart. Все бегом покупать PS5?

Игра с невероятной технической частью и очень весёлым геймплеем, но...

Отзыв на Ratchet & Clank: Rift Apart. Все бегом покупать PS5?

С момента выхода PlayStation 5 прошло чуть больше полугода. Я приставку купил себе практически на старте, и до сих пор слышу в свой адрес примерно вот такие утверждения: «за что отдал почти 50 тысяч, непонятно, все те же игры выходят и будут дальше выходить на PS4», «не вижу того самого обещанного Sony некстгена, вау-графики-то нет!», «DualSense нигде не используется, вообще бесполезная штуковина». 

До сего момента с этими возгласами можно было как-то соглашаться, однако противопоставить им особо-то и нечего было. Но теперь вышла игра, которая готова заставить всех этих скептиков усомниться в своей правоте. Да, речь идёт про Ratchet & Clank: Rift Apart, которая дарит то самое ощущение нового поколения. Тут вам и картинка такая, что только успевай поднимать пачку от удивления, и SSD консоли используется на полную катушку, и DualSense вибрирует как надо, и запустить эту игру на прошлом поколении технически невозможно. 

Сегодня будет не совсем типичный для меня игровой обзор. Я решил для разнообразия сделать материал в формате «За» и «Против» (такое уже было в обзоре Cyberpunk 2077). Проще говоря, ниже я назову плюсы новой Ratchet & Clank, ради которых эту игру точно стоит купить, а также моменты, которые могут отпугнуть от неё потенциальных покупателей. 

Плюсы Ratchet & Clank: Rift Apart

Невероятная картинка 

Нельзя начать обзор Ratchet & Clank: Rift Apart не с разговора о графике, качество которой порой поражает. Как бы банально это ни звучало, но перед нами самый настоящий «оживший Pixar». Хорошая работа художников, детализация окружения и персонажей, анимации, масштаб уровней, количество частиц в кадре, невероятные эффекты освещения и отражений (есть рейтрейсинг) — всё это вместе и в динамике создаёт долгожданный эффект «вау»! Наконец-то появилась игра, которая на все 100% задействует начинку PS5. 

Ещё один момент — быстрые перемещения в пространстве и даже в параллельные миры, без подгрузок, вообще! Эта тема стала главной фишкой игры, и о ней мы знали ещё до релиза Ratchet & Clank: Rift Apart. Как всё это дело выглядит? На уровнях тут и там появляются порталы, которые играют роль телепортов. В принципе, ничего необычного, главный герой (или героиня) с помощью специального устройства как бы цепляется за портал и притягивается к нему, тем самым переносясь на другой кусочек уровня. 

Однако самое интересное начинается, когда игрока переносят в совершенно другой мир. Просто представьте, вы сражаетесь с каким-нибудь боссом, в этот момент в пространстве открывается разрыв, куда вас затягивает вместе с этим самым боссом — одна секунда, и бой продолжается в совершенно другой локации. В этот момент понимаешь, зачем новым приставкам вообще нужен SSD — игра быстро подгружает с диска не просто часть данных, а целый уровень. 

Важное уточнение: никакие скриншоты и видео не могут передать всего качества картинки. Игру нужно видеть воочию, желательно запустив на большом 4K-телевизоре. 

Пару слов стоит сказать о производительности. Есть три режима: «качество» (динамическое 4К, 30 FPS, рейтрейсинг), «производительность» (в среднем — 1800р, 60 FPS, без рейтресинга) и «производительность с трассировкой лучей» (в среднем — 1440p, 60 FPS, рейтрейсинг). 

Во всех режимах практически в 100% случаев игра работает без просадок и выглядит круто. 

DualSense дарит новые ощущения

Так уж вышло, что ни один обзор игры для PS5 не может обойтись без упоминания того, как разработчики задействовали (или забили) возможности фирменного геймпада. Одна из главных фишек приставки, как ни крути. И Ratchet & Clank: Rift Apart, пожалуй, первая игра со времён Astro’s Playroom, которая по-настоящему раскрывает потенциал геймпада PS5. По этому параметру новое творение Insomniac Games, на мой взгляд, уделывает даже недавнюю Returnal, обзор на которую можно почитать по ссылке.

Новый Ratchet & Clank задействует как фирменную вибрацию (геймпад вибрирует везде и всегда, и это ощущается по-разному, в зависимости от сцены или поверхности, по которой бегает персонаж), так и триггеры, которые прожимаются с усилием, а для некоторых видов оружия, к примеру, для пистолета, есть сразу два режима огня: основной и альтернативный. Так, если курок прожать на половину, получим одно, а если до конца — совсем другое. Это только звучит не особо удобно, на самом деле, привыкаешь довольно быстро, и постоянно пользуешься такой фишкой.

А ещё хочу отметить, что не только у каждого оружия своя собственная вибрация, но и выбранный режим стрельбы также влияет на тип отдачи геймпада. И это круто.

В общем, можно сколько угодно спорить о полезности DualSense, но факт остаётся фактом: если разработчики грамотно используют заложенные в него возможности, то это заметно разнообразит игровой опыт, а впечатления от игры становятся более насыщенными. Ratchet & Clank: Rift Apart — явный тому пример.

В этой игре невозможно заскучать 

Ratchet & Clank: Rift Apart — это игра, которая всё время веселит и просто не успевает надоесть. Локации и ситуации меняются именно в тот момент, когда это нужно. Только мы побегали по неоновому городу и прониклись его атмосферой, как нас переносят в невероятной красоты джунгли или в какую-нибудь пустыню, а там мы получаем реактивные ботинки для быстрого перемещения, отчего игровой процесс становится ещё веселее.

Всё это сдобрено шикарной постановкой в отдельные сюжетные моменты, а также смешными персонажами. Они все сами по себе выглядят уморительно, так ещё порой могут ляпнуть что-нибудь этакое (кстати, актёры русской озвучки подобраны весьма удачно), а ты потом сидишь ещё пять минут с улыбкой до ушей. Rift Apart заставляет всё время улыбаться и дарит настоящие эмоции, не за этим ли мы вообще играем в видеоигры?

Что касается структуры уровней — в игре несколько планет, по которым мы перемещаемся не только в рамках сюжета. На них также можно возвращаться уже после завершения основной миссии. Это имеет смысл, так как там присутствуют побочные активности и задания, за выполнение которых можно получить разные бонусы вроде крутой брони.

Каждая планета, по сути, уникальный биом со своей атмосферой, задачами и врагами. Последних в игре целая россыпь — от всяких жаб и прочих злобных животных до роботов и здоровенных боссов. Планеты нужно исследовать, иногда в закоулках попадаются ценные вещи или разломы в пространстве, зайдя в которые, можно отыскать чего-нибудь стоящего.

Женский аналог Кланка — ну просто ОЧЕНЬ милый

Некоторого разнообразия добавляет тот факт, что в новом Ratchet & Clank теперь два главных героя — собственно, сам Рэтчет и его аналог из параллельной вселенной, ломбакс по имени Ривет. Что забавно, у Кланка тоже постепенно появляется свой женский аналог. Правда, от наличия двух главных героев чудес ждать не стоит. Об этом мы поговорим чуть позже.

Кланк — не просто жестянка, которая висит на спине у главного героя и время от времени комментирует происходящее. Робот — играбельный персонаж, у которого иногда появляются свои задачи. Он попадает в пространство между измерениями, где нам нужно решать головоломки, направляя свои копии по верному маршруту, чтобы «починить пространственную аномалию». 

Нужно сделать так, чтобы копии Кланка добрались до нужной точки

Ещё один момент — в Ratchet & Clank: Rift Apart куча оружия, которое нам продаёт смешная женщина-торговец. Есть пистолет, условный дробовик, реилган и так далее. Оружие по-разному стреляет и ощущается. 

Тётя-торговец, у которой можно купить или улучшить оружие

Каждая пушка подвергается основательной прокачке (у всё той же торговки) и активно используется в бою. Сами сражения довольно простые с точки зрения механик (используется несколько кнопок всего), но жутко красочные и фановые. Помимо боевого геймплея, также встречаются чисто платформерные моменты.

Работа с терминалами — теперь отдельная мини-игра

Подытоживая всё вышесказанное, могу сказать только одно — мне давно не было так искренне весело, как в Ratchet & Clank: Rift Apart.

Минусы Ratchet & Clank: Rift Apart

Это старый добрый Ratchet & Clank. Геймплейных нововведений минимум.

А теперь давайте немного поругаем Ratchet & Clank: Rift Apart. Пожалуй, главная претензия к этой игре состоит в том, что с точки зрения игрового процесса в ней мало что изменилось. По сути, это всё тот же Ratchet & Clank. Мы всё также бегаем, даём люлей своим гаечным ключом супостатам да собираем болты (их потом можно потратить на покупку оружия).

Прокачка оружия выглядит так: просто открываем нужные нам ячейки за специальный ресурс, который можно добыть во время путешествий по миру

Главное нововведение новой части — это вышеупомянутые порталы, которые можно использовать прямо во время боя. Да, фишка немного разнообразит игровой процесс, но... мы просто быстро перемещаемся в рамках одного, весьма ограниченного, кусочка локации. Это не выглядит как какая-то супер-инновация, если честно. 

Портал, который притягивает главного героя
Разлом в другое измерение, где можно отыскать бонусы
Ударив по кристаллу, можно в реальном времени (без загрузок) переключиться на другое измерение

Правда, иногда уровни существуют сразу в двух измерениях, между которыми нам дают переключаться. Да, интересно, но такое бывает не так уж и часто. Другое дело, когда нас моментально перекидывают в совершенно другой мир, о чём я уже говорил в самом начале обзора. Повторюсь, очень круто, однако такие моменты, опять же, крайне редки и заскриптованы. Сами мы не можем, к примеру, открыть огромный разлом в любом месте и прыгнуть туда. 

Ещё одна новинка — так называемый «фантомный рывок». Когда персонаж перемещается в пространстве, он проходит сквозь противников, а атаки ему в эти моменты нипочём. Фишка активно используется во время боя. Да, прикольно, но это просто местный аналог стрейфа.

Что касается двух главных героев. К сожалению, тут тоже не всё так хорошо, как хотелось бы. Дело в том, что геймплейно игра за Рэтчета и Ривет никак не отличается, вообще. Ну, то есть, персонажи выглядят по-разному, говорят по-разному, у них разные задачи и друзья, и попадают они тоже в разные места. Но никаких уникальных атак, свойственных кому-то одному из них, нет, а хотелось бы. Да что тут говорить, у ребят даже прогрессия одна: если Рэтчет заполучил какой-нибудь гаджет или оружие, то они автоматически появятся и у Ривет. 

Картину немного скрашивает тот факт, что у Ривет иногда есть возможность оседлать летающую зверюгу и покататься на ней (это весело), а ещё у девчонки чуть больше побочных активностей. Например, есть арены, которых в игре довольно много, и все они интересные. 

Игра динамичная и разнообразная — тут просто не успеваешь заскучать

Не стоит думать, что геймплей Ratchet & Clank: Rift Apart плох, отнюдь. Важно понимать один момент: если вы из тех фанатов серии, кто ждал от Insomniac, что они в новой части не ограничатся только лишь техническими моментами, а ещё и добавят инноваций в игровой процесс, то, увы, не в этот раз. 

Хотя, справедливости ради, отмечу, что даже на старых механиках игра вывозит. Дело в том, что реализовано всё тут с какой-то невероятной любовью и дотошностью. Да, перед нами всё тот же Ratchet & Clank, который мы видели уже не раз, но сделан он так, что никаким новаторам и не снилось.

Общая детскость

Не то чтобы это минус, но не сказать об этом просто нельзя. Я о «мимимишности» всего и вся в Ratchet & Clank: Rift Apart. Если вы собираетесь купить игру для ребёнка, никаких проблем, он будет в полном в восторге, уверяю вас. А вот если вы из тех людей, кто с опаской смотрит на мультяшную стилистику и сеттинг, возможно, стоит призадуматься, сейчас объясню почему. 

Знаете, есть такая любимая всеми компания Pixar — она делает шикарные мультфильмы, один из последних — «Душа». Как правило, несмотря на мультяшность, их произведения интересны как детям, так и их родителям. Всё дело в том, что в работы аниматоров закладывается глубинный смысл, там говорят о трудностях, которые понятны как 18-летнему парню, так и взрослому 45-летнему мужику. 

В этом, собственно, и заключается огромная ценность проектов Pixar. Они могут в одном произведении общаться с разновозрастной аудиторией: дети видят классную картинку, а взрослым увиденное не только нравится с визуальной точки зрения, но и заставляет выходить с киносеанса с какими-то мыслями, выводами и, возможно, идеями. 

Все персонажи невероятно милые

Так вот, Ratchet & Clank: Rift Apart — точно не из таких проектов. Это детская до мозга костей игра, как на уровне сюжета (он простой как три копейки), так и на уровне персонажей, которые комичные, крайне мимимишные, иногда показывают какие-то эмоции, но в них нет какой-то особой глубины, и всерьёз их самих и их проблемы не получится воспринимать при всём желании. 

Нефариус — смешной и карикатурный злодей 

Кстати, я ведь совсем забыл рассказать про завязку игры, вот она: злодей Доктор Нефариус стал императором одного из измерений, и теперь главным героям его нужно остановить. Это, по сути, всё, что нужно знать о сюжете.

В целом, стилистика игры и всё происходящее в ней прямо говорит, что «я ориентирована в первую очередь на детей, и не нужно тут искать глубинные смыслы». Плохо ли это? Вовсе нет. Ведь никто никогда и не позиционировал Ratchet & Clank в качестве продукта, после которого захочется плакать или испытывать хоть ещё что-то, кроме чистого ора и радости. Это просто до бесконечности добрый мультфильм, который этим самым безудержным весельем (ну и невероятной технической частью, конечно же) подкупает и взрослого человека. 

Играя в Ratchet & Clank: Rift Apart, нужно просто кайфовать от всего происходящего на экране. Позвольте этой игре вас развлечь, не упирайтесь, и вы точно не уйдёте разочарованным.

Вердикт

Что у нас по итогу? С одной стороны, перед нами старый-добрый Ratchet & Clank с любимыми с детства героями и лишь с небольшими изменениями в геймплее (идея с разломами в пространстве хороша, но хотелось бы, чтобы она почаще использовалась в игре).

С другой же, игра, которая сделана на очень высоком уровне. Это шикарное и насыщенное приключение, настоящий блокбастер Sony — в него вложили кучу сил, любви и таланта. Что ни говори, а Insomniac любят своё дело и Ratchet & Clank. Играть весело и интересно на протяжении всего времени прохождения. Графика такая, что ух... всё время останавливаешься, чтобы сделать очередной скриншот. Фишки DualSense прикрутили. Что ещё нужно для отличного развлекательного продукта? 

Однако главный вопрос состоит в том, стоит ли ради Ratchet & Clank: Rift Apart на всё плюнуть и уже каким-то образом раздобыть себе PS5? Однозначного ответа на него я не дам. Если вы ярый фанат Рэтчета и его приключений, то ответ и так очевиден. Что касается меня, человека, которого легко завлечь крутой технической частью, выход игры точно мог бы послужить триггером к покупке приставки (разумеется, по нормальной цене, а не за 70 000 рублей на Avito). В случае, если у вас уже есть консоль, то новый Ratchet & Clank к приобретению просто обязателен. Эта игра будет самым мощным ответом на вопрос: «А нафига ты вообще купил PS5?».