Отзыв на Oddworld: Soulstorm. Эйб вернулся!

Автор Денис Гурьянов 19:02 14.04.2021
- 1 +  11 929 0
Отзыв на Oddworld: Soulstorm. Эйб вернулся!

6 апреля состоялся релиз приключенческой игры Oddworld: Soulstorm от студии Oddworld Inhabitants. Игра доступна на PC, PS4 и PS5. В последнем случае её можно попробовать по подписке PS Plus.

У неподготовленного человека возникает вопрос: что это за Oddworld ещё? Те из наших читателей, у которых в своё время была первая PlayStation, скорее всего, знакомы с такими странными словами, как мудоконы, слиги, глюкконы и RuptureFarms. Тем же, кто не имеет понятия, о чём идёт речь, я постараюсь всё рассказать в этой рецензии на Oddworld: Soulstorm.

Кто такие мудоконы, Эйб и что тут вообще происходит?

Для начала, небольшой экскурс. Первая часть Oddworld вышла в 1997 году и называлась Oddworld: Abe’s Oddysee. В 2014 году выпустили её ремейк для современных систем.

История Oddworld рассказывает про разумную расу со смешным названием мудоконы или мадаконы. Как уж там правильно, достоверно не знаю. Так вот, главный герой по имени Эйб — он уборщик на мясной фабрике, дела у которой идут так себе. Руководство истребило несколько видов животных, после чего у них встал вопрос, из чего дальше делать свою продукцию.

Тут на сцену выходит главный антагонист — директор Моллук. Этот коварный тип из расы глюкконов, недолго думая, решает начать выпуск новой продукции из фабричных рабов, тех самых мудоконов. Эйб случайно подслушивает разговор руководства, его замечает охрана, и он пускается в бега. Тут и начинается наше долгое путешествие по вселенной Oddworld, которая насчитывает несколько игр и переизданий.

Эйб собственной персоной — спаситель своей расы и просто забавный парень

Сиквел под названием Oddworld: Abe’s Exoddus вышел спустя год после релиза первой части. Потом последовали ещё пара игр во вселенной — Oddworld: Munch’s Oddysee (2001) и Oddworld: Stranger’s Wrath (2005), которые отличались стилистикой и перешли от 2D к трёхмерной перспективе. Их впоследствии перевыпустили на PlayStation 3, Playstation Vita, Windows, iOS и Android, поэтому, если интересно, есть возможность ознакомиться.

Если описывать Oddworld совсем кратко, то основные игры серии представляют собой приключенческий платформер, где нам нужно бегать, прыгать, прятаться от врагов и спасать своих сородичей от верной гибели. У главного героя есть несколько способностей — например, он может говорить, медитировать и управлять не только группой мудоконов, но и брать под контроль разум врагов, а также красться на цыпочках и кувыркаться, а игрок должен комбинировать весь этот арсенал так, чтобы успешно передвигаться по игровому миру. 

Главная задача — выжить и спасти как можно больше представителей своей расы (от количества спасённых зависит концовка игры: плохая или хорошая), иногда используя их в своих целях, после чего отправляя в безопасное место через так называемый птичий портал. При этом, если главный герой попадается на глаза охране, это практически всегда означает смерть как для него, так и для всей группы, из-за чего приходится тщательно продумывать свои действия. 

Что касается героя сегодняшнего обзора, Oddworld: Soulstorm, это что-то типа расширенного ремейка второй части — Oddworld: Abe’s Exoddus. Вот как проект описал создатель франшизы Лорн Лэннинг:

На самом деле, после событий первой игры развернулась ещё одна история, гораздо более мрачная и тёмная. Мы о ней никогда не рассказывали, но Soulstorm позволит нам добавить в известный сюжет больше деталей и рассказать о знакомых событиях с иной точки зрения.

В общем, новая игра начинается с ролика, в котором пара ошарашенных мудоконов едет в непонятном направлении на каком-то поезде. За ними гонятся слиги (местные враги), а Эйб сидит как зомби и таращится на светящуюся штуковину непонятного назначения. Далее игра отматывает события на 12 часов назад, чтобы показать нам завязку. 

Мудоконы выглядят и ведут себя очень забавно 

Итак, Эйб сбежал с фабрики RuptureFarms, прихватив с собой толпу своих братьев. Парень стал среди своих героем, его все любят и почитают как божество. Мудоконы относительно спокойно живут в пещере, прибухивают своё зелье, а местный шаман рассказывает Эйбу о его предназначении. Внезапно на убежище нападают, начинается суматоха, в пещере вспыхивает пожар, всё горит и рушится, и вот тут нам дают управление.

Бегаем, прыгаем и спасаем мудоконов

Oddworld: Soulstorm сделан, как это называют сами разработчики, в формате 2,9D. Если говорить проще, то внешне игра — традиционный платформер с привычной для этого жанра перспективой. При этом персонажи и задники трёхмерные, а камера иногда пытается показать всё происходящее с самого интересного ракурса, что делает игру более кинематографичной.

Первый уровень обучающий. Игроку выдают задание — выбраться из горящей пещеры, и при этом сразу знакомят с базовыми механиками, которые должны быть известны всем, кто хотя бы раз играл в Oddworld. 

Урны надо всегда обследовать, там лежит полезный хлам, который пригодится для крафта

Через щедро разбросанные подсказки нам сообщают, что вот так бегать, прыгать (есть тут и двойной прыжок, который здорово упрощает жизнь), перекатываться и взаимодействовать с окружением, а вот это вот ящики и мусорки, в которых лежат бутылки с водой и местный тоник. Водой можно тушить огонь, чтобы пройти дальше по уровню, а зелье, напротив, пригодится, чтобы кого-то или что-то подпалить. Чуть позже нам расскажут, как пользоваться медитацией для открывания замков, разведывания местности и взятия слигов под контроль.

В принципе, на первых порах игровой процесс покажется до боли знакомым всем любителям платформеров и не вызовет особых проблем у большей части игроков. Бежим по уровню, собираем предметы, перепрыгиваем пропасти, попутно читаем подсказки, вникая в игровой процесс, и всеми силами стараемся не умереть. Однако не торопитесь с выводами, умирать в этой игре придётся очень часто.

Игроку сразу дают понять, что неплохо бы быть повнимательнее, и обращать пристальное внимание на закоулки на уровне (внимательность и навыки ищейки нам ещё пригодятся в будущем, когда нужно будет отыскивать мудоконов по углам), где можно найти дополнительные ресурсы и разные интересные плюхи типа «маточного молочка», которое повышает максимальный запас здоровья. 

Вот эта светящаяся штука — «маточное молочко», которое повышает запас здоровья Эйба

За рытьё по мусоркам и ящикам, за нахождение секретных зон и спасение мудоконов выдают значки. В игре их несколько штук, включая «Исследователя», «Мусорщика», «Скрытую помощь» и «Спасителя». Значки бывают разные — можно выбить бронзу, серебро, золото или платину. К примеру, облазал 50 мусорок, получил золото, залез только в 20 из доступных, извини, вот тебе бронза, ну и так далее. Этот момент скорее сделан для тех игроков, кто спать спокойно не сможет, если не выбьет очередную ачивку.

После прохождения каждого уровня игрок может увидеть свою статистику, которая включает время прохождения, сколько спас мудоконов, количество убитых врагов и те самые значки. Результаты по прохождению можно загрузить в таблицу лидеров, чтобы сравнить их с другими игроками Soulstorm.

Новый для серии показатель — карма или кварма, как её тут называют. Она зависит от действий игрока, а именно от того, сколько мы убили врагов во время прохождения и количества спасённых сородичей: учитываются спасённые, убитые и забытые на уровне последователи. 

От кармы впоследствии зависит концовка: есть «плохая» и «хорошая». Чтобы открыть последнюю, нужно спасти не менее 80% мудоконов как минимум на 12 из 15 уровней. «Хорошая концовка» включает в себя два дополнительных уровня, в результате чего общее количество уровней достигает 17. За всю игру геймер может спасти около 1400 мудоконов. При этом мы можем и совсем забить на спасение сородичей, использовав их, когда это нужно, в своих целях, а потом просто бросив на произвол судьбы. Игру всё равно удастся пройти.

Кстати, девелоперы рассказали, как получить ту или иную концовку:

  • Если вы спасёте не менее 80% мудоконов максимум на шести уровнях, то вас ждёт худшая концовка. 
  • Если вы добьётесь такого результата на уровнях 7–11, то откроете плохую концовку со взрывной финальной кат-сценой. 
  • Если вы спасёте 80% хотя бы на уровнях 12–15, то откроете хорошую концовку, которая включает в себя ещё одну кат-сцену, а также 16-й и 17-й уровни. 
  • Если вам удастся спасти 80% на каждом из 17 уровней, вы откроете бонусную концовку (включающую в себя кат-сцену с газетой). 

Признаюсь, у меня получился вариант два, ибо порой я даже не мог понять, где найти мудоконов. Бывает так, что они находятся в самых неожиданных местах, и их нужно целенаправленно отыскивать, имейте это в виду. На одном из уровней я умудрился пропустить 15 ребят, и было очень обидно. Уровни, конечно же, можно переиграть по новой, такая возможность тут имеется — это окажется кстати, если очень хочется увидеть «хорошую» концовку. Касательно сохранений, по уровням щедро расставлены контрольные точки, но загрузиться можно только с последней. Если вы что-то пропустили по ходу, и при этом хотите всё исследовать на 100% и найти пропущенных мудоконов, придётся начинать этап заново и перепроходить его целиком. Если же погибли, а такое случается тут довольно часто, игра стартует не в метре от места гибели персонажа, а, опять же, с последней контрольной точки. 

Мудоконы разделены, так сказать, на два типа: практически в самом начале нам попадаются больные ребята, которых придётся отпаивать зельем, для которого сначала нужно будет отыскать ингредиенты, а потом из них сделать саму жижу. Да, в игре есть крафт — с ним игрока знакомят постепенно. Что интересно, нам не дают возможности перенести накопленный хлам на новый уровень. Каждый новый этап придётся начинать с пустыми карманами.

Переживать из-за этого не стоит, так как ресурсы можно найти без проблем и их почти всегда с избытком.

Крафт сделан предельно просто: собираем нужный хлам и по нажатию одной кнопки в специальном меню делаем то, что нам нужно на конкретном этапе — мины, которые можно подкидывать незадачливым врагам под ноги, дымовухи, которые помогут пройти датчики движения или снайперов, ну и так далее. В игре также есть торговые автоматы, где вы можете обменять излишки ресурсов на деньги или купить другие предметы. Арсенал не то чтобы очень большой, новые виды полезных вещей, которые можно скрафтить, будут появляться по ходу игры.

Расскажу про местных врагов. На первых уровнях всё ограничится базовыми пешими слигами, потом добавятся летающие слиги, собакоподобные существа, которых чаще всего можно встретить в тёмных пещерах, охранные системы, роботы и летающие мины. Слиги либо патрулируют свой участок, либо просто спят, храпя на всю округу. 

С теми стражами, которые активны, мы не можем никак тесно взаимодействовать. То есть, их можно убить, к примеру, поджечь, кинув банку с зельем в костёр, или оглушить миной. Также в наличии возможность взять врага под свой контроль, что не получится сделать, если рядом находится висящая в воздухе сфера (Орбита), которая не даёт Эйбу медитировать, шарахая его электричеством. Ещё один рабочий вариант — просто забить на врагов и попытаться прошмыгнуть по-тихому, но это работает не во всех местах, иногда приходится вступать в бой. 

Красная сфера сверху — та самая Орбита. В конкретно этом случае, было бы неплохо взять под контроль одного из тех летающих гадов и перестрелять спокойно других, но игроку этого сделать не даст Орбита, которая будет жарить током. 

В случае, когда враг оказался под контролем Эйба, есть несколько вариантов, что будет происходить дальше: либо мы нажимаем круг на геймпаде, и бедолагу разрывает на куски, либо расстреливаем других охранников, если они есть, либо у главного героя кончается энергия для медитации, и супостат, взятый под контроль, падает без сознания. 

Спящие слиги — их можно обыскать, а вот с минами нужно быть осторожнее, одно неверное движение при разминировании — и от Эйба ничего не останется

Врагов, которые спят или находятся без сознания после контакта с силой главного героя, можно связать, после чего они не будут опасны, и их можно обыскать. Иногда таким образом получится найти ключи от шкафчиков и всякий нужный для крафта хлам. 

К поведению слигов у меня есть претензии. Как пример, пройдя немного по сюжету, мы получим возможность прятаться в шкафчики, и, если туда залезть прямо перед носом у врага, то он это видит, как бы знает, что мы там, какое-то время агрится, бегает туда-сюда, и всё. Ну, то есть, он не полезет в ящик проверять, не будет около него караулить Эйба, а просто сделает вид, что ничего не произошло.

Можно залезть в шкафчик прямо перед носом охранника, он немного побегает туда-сюда и успокоится

Или ещё пример, кидаю прямо под носом у охранника дымовуху, а он никак не реагирует, ему пофиг, как будто так и должно быть. При этом, если рядом со слигом дёрнуть рычаг, который открывает запертую дверь (она издаёт характерный звук), то он на это среагирует довольно быстро. Понятно, что это условности, но мне, к примеру, хотелось бы иметь дело с более живыми соперниками, и игра от этого была бы чуточку интереснее, как мне кажется.

Постепенно уровни становятся сложнее, разнообразнее и интереснее, а количество врагов увеличивается. Под конец игры и вовсе начинает попахивать хардкором. Заскучать точно не получится. 

Каждый новый уровень — это вызов не только для ловкости ваших рук, но и нервов

И если первый час, может быть два, ещё можно назвать тусклыми во всех смыслах, не вызывающими особых трудностей в прохождении, то позже мы попадём в более колоритные места. К примеру, на станцию «Жыр», а ещё чуть позже игрока ждёт мчащийся на всех парах поезд — на мой взгляд, это один из лучших уровней в игре. 

Летающий дирижабль на заднем плане — не просто декорация. Он вам попортит много нервов, кхе-кхе

Единственное — хотелось бы большего разнообразия супостатов, но даже тот набор, который есть в игре, даст вам прикурить.

Возможность спасать мудоконов появится спустя некоторое время после начала Oddworld: Soulstorm. Ребята бывают очень полезны, когда нужно выполнить какое-нибудь синхронное действие, к примеру, одновременно нажать на семь кнопок, чтобы открыть дверь. 

Мудоконов можно позвать за собой громко или шёпотом. Если заорать, и рядом окажутся враги, поднимется шум на всю округу
Тот случай, когда без ребят просто не обойтись, иначе не получится пройти дальше по уровню. После чего их можно бросить на произвол судьбы прямо тут, но этого делать совсем не хочется

Мудоконы повторяют все действия за Эйбом (иногда тупят, не без этого), что бы он не делал: крадёмся на цыпочках, они тоже, быстро бежим, и они не отстают. Совсем интересно становится, когда толпу из особей этак в 10-15 нужно провести через кучу врагов, ловушек и пропастей. Тут приходится включать смекалку на полную, ведь совсем не хочется, чтобы кто-то из подопечных пострадал.

Летающие мины, ничего сложного 
В дыму можно прятаться от снайперов, которые тут очень меткие и убивают с одного выстрела
В этом случае, дым — отличное укрытие для Эйба, слиг может сколько угодно кружить, но увидеть нашего героя ему не удастся

Кстати, для мудоконов встреча с охраной не всегда заканчивается смертью, иногда охранники обездвиживают их верёвкой, после чего у игрока всё ещё есть возможность спасти их. При наличии птичьего портала, а он встречается почти везде, где нужно спасать мудоконов, рекомендую незамедлительно отправлять своих братьев туда, а не таскать за собой. Кроме того, у игрока будет возможность вооружить своих последователей созданными им же предметами и оружием, и они могут выполнять роль не только послушных и пугливых болванчиков, но и давать бой врагам. 

С этой штукой придётся повозиться, хотя, если знать, как её убивать, то особых проблем возникнуть не должно

Игровой процесс способен доставить множество бед. Это однозначно не та игра, где вы сможете ломиться напролом, всех раскидывая на своём пути. Оружия тут как такового нет, в некоторых случаях у игрока есть возможность убивать врагов, но это скорее исключение, чем правило. Большую часть времени тут приходится красться на цыпочках, прятаться по углам и обманывать охрану. И ладно бы Эйб был один, так ещё нужно за собой тащить толпу болванчиков, которые так и норовят попасться в лапы врагу или налететь на очередную ловушку. Игра заставляет напрягать извилины, продумывать чуть ли не каждый шаг и использовать все имеющиеся ресурсы и способности. 

Чтобы спасти всех 250 особей, придётся проявить просто невероятную ловкость

Ещё один момент — в игре есть несколько, показавшихся мне сложноватыми, сюжетных ситуаций, когда нужно спасать целый рой мудоконов, сразу пару сотен: игрок им открывает ворота, а они убегают. Сложность заключается в том, что по ним в это время стреляют охранники, и спасти всех у меня так ни разу и не получилось. Пока изо всех сил пытаешься обезвредить одного супостата, прыгая по платформам, другие безнаказанно расстреливают бедолаг.

Совсем забыл рассказать про интерфейс. В принципе, он довольно прост, и тут можно ограничиться парой предложений. В правом верхнем углу отображается уровень беспокойства охраны, в нижнем — показатели Эйба: энергия для медитации (восстанавливается сама), здоровье, иконка персонажа, которая отображает его переход и подопечных в режим скрытности, и предмет, который прямо сейчас находится в руках. В левом верхнем углу располагаются задания, в нижнем — количество мудоконов. Тут можно сразу увидеть, сколько мы спасли, сколько активных и убитых, а также их общее количество на уровне.

По нажатию треугольника на геймпаде открывается меню крафта, где также можно передать какие-то вещи другим мудоконам. Если треугольник зажать, попадём в инвентарь — он отображается в виде колеса с доступными для использования предметами.

Вот этого дядечку зовут Моллук

Про сюжет могу только сказать, что он в игре есть, постепенно развивается и даже не лишён интриги. Перед нами история про угнетённый народ и несправедливость, и именно Эйбу выпадает шанс спасти свою расу от безволия и полного уничтожения. В игре есть несколько персонажей, вокруг которых и вращается вся история, при этом всё сдобрено кат-сценами и роликами. 

Сочная картинка, поддержка DualSense и... где мои сохранения!?

В плане визуала Oddworld: Soulstorm у меня не вызывает особых вопросов. Не знаю, как игра выглядит и играется на PS4, но на новой PlayStation по большей части всё хорошо и с картинкой, и с FPS, за исключением очень редких просадок около птичьих порталов. Задники, персонажи, да и уровни в целом отлично прорисованы, у Oddworld ещё со времён первой части есть свой стиль. Освещение и спецэффекты сделаны на современном уровне. Не «вау», конечно, есть игры и покрасивее, но имеем, что имеем.

Анимации и голоса Эйба и подконтрольных ему мудоконов — отдельная песня. Они очень умилительные, особенно, когда главный герой и его подопечные крадутся на цыпочках. А когда Эйб подходит к краю пропасти, игрок не только увидит, как персонаж боится упасть вниз, но и услышит от него соответствующий возглас. Мудоконы, когда их спасаешь, кричат во весь голос что-то типа: «О, круто, свобода!» Если же им сказать «стой», они начинают мило возмущаться, типа: «Не понимаю, почему мы остановились!»

Музыка, написанная Джошем Габриэлем, играет где-то на фоне и отлично передаёт атмосферу мира и происходящих на экране событий.

До выхода Soulstorm разработчики хвалились поддержкой фишек DualSense. Они тут используются очень дозировано. К примеру, во время медитации кнопка L2 прожимается с заметным усилием. Геймпад вибрирует определённым образом, когда Эйб копается в мусорках, а моторчики стучат в такт передвижению главного героя по уровню. Но мне не хватило тактильной отдачи, которая бы передавала, по какой поверхности идёт главный герой, как это было реализовано в Astro’s Playroom. Кстати, голос Эйба и мудоконов доносится из динамика контроллера. И вибрацию, и динамик в игре можно отключить в настройках.

А теперь о грустном. У меня во время прохождения случилась странная история. Я не могу сказать наверняка, но, скорее всего, это баг. Дело в том, что игра перестала сохранять мой прогресс. Теперь, когда я захожу в главное меню и нажимаю «продолжить» или «начать с контрольной точки», казалось бы, я должен попасть в то место, где я завершил в прошлый раз. Вместо этого меня перекидывает в начало уровня аж из середины игры. Единственное решение — выбрать тот этап, который мне нужен, и начать его прохождение заново. 

Представьте, проходишь ты такой весь вечер какие-нибудь казармы слигов, а это очень сложный этап, надо заметить, и решаешь пойти отдохнуть, выключаешь игру, а по возвращении обнаруживаешь, что весь прогресс пошёл насмарку, будь добр начать уровень с самого начала и пережить все свои мучения заново. В такой момент хочется забить и послать Oddworld: Soulstorm куда подальше. 

Подводим итоги

Oddworld: Soulstorm не даёт фанатам, по сути, чего-то по-настоящему нового. Однако, из игры вышло достойное продолжение серии: тут нужно думать, геймплей не наскучит спустя даже многие часы, картинка сочная, уровни интересные, а мудоконы забавные. 

Если не считать негативный момент с моими сохранениями и ещё некоторых багов, то я провёл тут примерно 20 крайне увлекательных и насыщенных часов, спасая мудоконов из заточения, искренне переживая за их судьбу и выстраивая стратегии, как сделать так, чтобы подопечных умерло как можно меньше. 

Да, это безусловно сложная (порой даже очень) игра, она не будет лёгкой прогулкой и однозначно подойдёт не всем. Но, если вы любите интересные приключения, и при этом готовы терпеть все вызовы, которые приготовила Oddworld: Soulstorm, то попробовать точно стоит. Для тех, кто никогда не играл в Oddworld, новый проект — это лучшая возможность. Ну а фанаты серии и вовсе будут в восторге, ведь Эйб вернулся!

Хабы: игры



Комментарии

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте