Обзор Nikon Z6 — полнокадровое беззеркалье
Обзор Nikon Z6, первой полнокадровой «беззеркалки» от именитого производителя.
Кто бы что ни говорил, а «зеркалки» планомерно вымирают. Да, «большие чёрные камеры» ещё актуальны — у серьёзных репортажников. Остальные же всё чаще обращают внимание на «беззеркалье».
Преимуществ у таких решений достаточно: меньше габариты и вес, в большинстве случаев объективы компактнее. Плюс, возможность увидеть результат ещё до нажатия кнопки, более комфортная съёмка в плохих условиях освещения и ещё куча мелких фишек.
Компания Nikon, один из лидеров фоторынка, после долгого ожидания наконец-то показала в июле 2018-го свою полнокадровую систему. В неё входят две камеры — Z6 и Z7. Сегодня посмотрим на младшую.
Внешний вид и эргономика
Компактность «беззеркалок» — плюс, который для некоторых превращается в минус. Маленькая камера может быть чертовски неудобной для мужских рук, и чтобы нормально попадать на кнопки, придётся неестественно скрючивать пальцы. Я, честно говоря, боялся, что у Nikon получится что-то подобное. Особенно после «встреч» с некоторыми моделями от Sony.
Оказалось, что боялся зря. По ощущениям в руке Z6 ближе к обычным зеркалкам: пальцы ложатся на кнопки, удерживать одной рукой тоже вполне возможно. Ну и многочасовая работа с ней не вызывает боли в кистях. Отлично.
Корпус по ощущениям добротный, надёжный. Примерно то же самое я испытывал на своём последнем зеркальном Nikon. Плюс, в камере установлена защита от воды и пыли — всё как в лучших домах Европы. Я вообще не понимаю, как можно делать современные качественные камеры без этого!
Включение и выключение — по привычной «никоновской» крутилке вокруг кнопки спуска. Очень удобное решение, так как позволяет включить камеру ещё в процессе доставания её из фотосумки или кофра. Это чуть дольше секунды.
Сам спуск в меру мягкий, палец не «проваливается» внутрь при лёгком касании, полунажатие для фокусировки отрабатывается точно. Рядом есть кнопки экспокоррекции, настройки ISO и записи видео. Однако, последняя работает только при включении соответствующего режима. Хорошо это или плохо? Не знаю. Всё равно в видеорежиме меняется отображение служебной информации на экране, и проще сразу переключиться на него, если собираетесь снимать ролики.
Также правая рука может управлять одним из колёс (второе — под указательным пальцем спереди) автофокусом (настраиваемая кнопка AF-ON), переключать режимы фото-видео и тискать маленький джойстик для настройки точки фокусировки. Он в меру тугой, привыкать долго не придётся. В остальном, раскладка кнопок будет привычна пользователям никоновских «зеркалок».
Некоторые из них можно переназначить в меню, равно как и две пользовательские кнопки Fn1 и Fn2 справа от байонета. Оказалось, что удобнее всего их нажимать мизинцем левой руки, поддерживающей объектив.
Кстати, если выступ для большого пальца сдвинуть вправо, от откроется слот под карточки памяти. И вот тут начинается самое интересное, ведь Z6 поддерживает карты XQD. Да-да, только XQD, никаких привычных SD-шек.
Хоть карточки эти быстрые и надёжные, стоят они заметно дороже. Плюс, нужен ещё и свой кардридер. Почему Nikon решил сделать только один слот и только для XQD, неясно.
Переключение режимов съёмки сделали с помощью колеса и кнопки по центру. Нажатие разблокирует возможность поворота, так что случайно настройки не собьёте. Плюс, на колесе присутствуют три пользовательских варианта настройки U1, U2 и U3. Этакий быстрый профиль. Удобно.
Экран хорошего качества, насыщенный по цветам и, конечно же, сенсорный. Можете это и не использовать, перемещаясь по настройкам механическими органами управления. Жаль, что откидывается он только вверх и вниз. Почему не делают дополнительные наклоны вбок, не говоря уж о большей свободе? Ведь снимать было бы в разы удобнее, а видео писать тем более.
В дополнение к большому экрану на верхней части есть маленький экранчик, куда выведены основные параметры съёмки. Он остаётся читаемым даже на солнце, его яркость можно также настроить через меню.
Цифровой видоискатель очень, очень приличный по качеству. И разрешение достаточное — 3,69 миллиона точек, и частота обновления высокая. Картинка выглядит плавной и комфортной. У той же Sony A7 III, например, заметно хуже.
Для людей с плохим зрением есть диоптрийная коррекция. Также можно с помощью кнопки выбирать, где будет отображаться картинка - на экране, в видоискателе и какой приоритет у них.
В наличии все нужные разъёмы: микрофонный и выход на наушники для видео, HDMI для вывода картинки на внешний рекордер, USB-С для зарядки и даже специальное гнездо для пульта дистанционного управления.
Всё скрыто под резиновыми заглушками, которые можно открывать частями. И да! Они крепятся сверху и потому в открытом состоянии не болтаются ниже уровня камеры, а аккуратно прикрывают вставленные разъёмы на кабелях.
Скорость съёмки, стабилизация, фокусировка
Камера реально быстрая. Лупит до 12 кадров в секунду. Также есть два варианта съёмки — «побыстрее» и «помедленнее», каждый можно настроить на нужную скорость. В RAW пишет до 40 кадров в серии, если использовать не самую высокую скорость съёмки. Если на максимуме, то 15.
Стабилизатор 5-осевой, установлен в «тушке». При съёмках с рук показал себя потрясающе, позволяя выставлять заметно большую выдержку. Я без проблем мог снять кадр на 1/10 секунды или даже чуть дольше, получив чёткий кадр.
Фокус тут гибридный — быстрый и на удивление цепкий. Есть разные режимы — от автовыбора зоны и слежения за объектом до маленькой точки. Всего таких точек 273, покрывают 90% площади кадра. В совсем плохих условиях освещения может иногда чуть задуматься, при обычной съёмке субъективно вполне сравним с зеркалками. В качестве дополнения есть режим фокусировки по глазам, который тоже очень помогает, если в кадре человек.
Видео
Камера умеет писать 4К, правда, до 30 к/с. Зато на внешний рекордер может выдать 10-битный поток плюс поддержка кривых N-Log. Если же записывать на внутреннюю карточку, то поток сокращается до 8 бит. Более привычные Full HD записываются до 120 к/с плюс есть режимы замедленного видео.
Был удивлён, что микрофоны, встроенные в камеру, могут выдать вполне себе приличный звук. Если вдруг забыли внешний микрофон, или нет необходимости писать голос через петличку, то качества записи вполне хватит для интершума (звука окружающей обстановки).
Фото
Полный кадр, 24,5 Мп, обратная подсветка матрицы. Понятное дело, что многие кадры будут потом правиться и «проявляться» из RAW. Но если лень, можете выбрать формат TIFF и спокойно получить отличные картинки сразу, без последующей конверсии и дёргании ползунков — качество весьма и весьма достойное. Да, для тех, кому важно: фильтр низких частот тут установлен.
Чувствительность спокойно увеличивается до ISO 6400. Вплоть до этого значения картинка чистая, с сохранением правильных цветов. Это очень удобно, если снимаете в помещениях, где запрещены вспышки. Ну или можете сократить выдержку, например.
Максимум ISO без «искусственного» расширения диапазонов составляет 51 200. А с расширением — 204 800. Даже обычный максимум можно использовать только для того, чтобы снимать объекты ради их наличия в кадре: жуткие шумы и неестественные цвета не дадут вам нормальной картинки, но различить то, что происходит, вы точно сможете.
Выдержку можно выбрать от 1/8000 до 30 секунд. Естественно, есть режимы Bulb и Time — для специфических задач, когда нужно выставить минуты.
У Nikon есть как специальные объективы для Z-серии, так и идущий по умолчанию в комплекте переходник на уже существующую оптику Nikon. Мне довелось поработать с 30/1,8 и 50/1,8: вполне резкие практически по всему полю кадра, быстрая фокусировка, нет заметных искажений. На мой взгляд человека, который не сидит в студиях, выискивая проценты дисторсии, всё хорошо. Естественно, «стёкла» так же защищены от воды и пыли. Металлический корпус в наличии.
Для меня ещё интересен стандартный зум 24-70/4 (смог попробовать его буквально минут десять в магазине) и его более светлая версия 24-70/2,8. Вообще, у компании большие планы на поддержку новой системы, бросать её точно не собираются. Обещают выпустить решения под любую задачу.
Время работы
Заявлено, что по методике CIPA аккумулятор может выдать 330 кадров. Нахально врут! У меня меньше 420-430 не выходило! Как так получилось, я не знаю: и кадры просматривал, и снимал не серией, а фокусируясь покадрово. Всё равно минимум на треть больше заявленного! Максимально, что я смог получить при своём режиме съёмки — 467 кадров. Для беззеркалки это реально много.
Да, заряжать можно по USB или классическим методом, вынув аккумулятор и вставив его в родную зарядку. К сожалению, одновременная зарядка и съёмка невозможны. Может, в будущих версиях такое добавят?
Впечатления и итоги
Приятная камера. Вот во всех отношениях приятная! И в руках лежит хорошо, и живёт достаточно долго для беззеркалки, и картинка достойная с приятными для меня цветами прямо из камеры, и видео хорошего качества. Даже звук затвора мягкий и деликатный, а не противно цыкающий. Я, как человек плотно связанный с аудио и всякими хайфаями, оценил. Ведь терпеть резкий звук в течение съёмочного дня — гарантированно портить себе настроение. А это очень хорошо будет отражаться в кадрах.
Наличие Wi-Fi и Bluetooth может быть расценено как приятное дополнение, которое хоть и позволяет перекидывать кадры на смартфон и управлять камерой, но дополнительно жрёт батарейку. Плюс, вся эта маята с настройками, подключениями, стабильностью соединения на разных устройствах на любителя. Руками быстрее получается. И надёжнее.
К камере у меня по сути только две придирки. И обе будут в одну сторону направлены. Первое — цена. Система получилась в принципе недешёвой: целых 134 990 рублей за «тушку» с адаптером, зум 24-70/4 стоит 72 990 рублей. Да! Он хорош — довелось снимать им часа полтора. Но всё равно это немало. Про то, сколько попросят за 27-70/2,8, промолчу. Хотя, опять же повторю, что это оптика Nikkor высокого класса, а сам аппарат полнокадровый.
Вторая придирка — нестандартная карточка памяти. Во-первых, её придётся покупать дополнительно. Во-вторых, цены тоже немаленькие. Да и у друзей вряд ли возьмёшь «в долг», разве что вам попадётся видеооператор.
Но если вы можете себе позволить подобную вещь и готовы потратиться на действительно хорошее решение, то я однозначно советую идти и брать. Камера получилась что надо!
Ну а теперь — примеры фото. Кадры не обрабатывались, не корректировались. Исходный формат - TIFF, настройки режимов цветов в камере выставлены на стандартные значения. Съёмка исключительно с рук. Также на эту камеру были сняты кадры для обзоров Jabra Elite Active 65t и JBL Live 650 BT NC