Обзор Biomutant: ролевое приключение в необычном сеттинге

Автор Денис Гурьянов 18:00 24.05.2021
- 1 +  12 580 0
Обзор Biomutant: ролевое приключение в необычном сеттинге

Помимо ААА-тайтлов и инди есть ещё один класс игр — среднебюджетные. В последнее время они вновь стали набирать популярность, не в последнюю очередь благодаря THQ Nordic. Компания взяла за основу бизнес-модель, когда в проект вкладывается, к примеру, миллионов 15-20, а на выходе продажи приносят в пару-тройку раз больше.

Жизнеспособна ли такая модель в современной индустрии, где все от тебя ждут чуть ли не прорывов, и когда зачастую удивить игроков оказывается не так уж и просто? Финансовые успехи всё той же THQ Nordic говорят нам, что да, такая модель работает. Более того, в её рамках можно делать вполне хорошие и успешные по всем показателям игры.

Biomutant от ребят из студии Experiment 101 как раз из этой оперы — крепких таких середнячков, которые не стыдно показать современной аудитории. При этом у игры интересный сеттинг и яркая картинка. А вот сможет ли этот проект найти свою аудиторию? Давайте разбираться. 

Дивный новый мир

Начиная играть в Biomutant, совсем не понимаешь, что тут вообще происходит. Огромные мохнатые животные каким-то чудом построили своё общество, научились говорить друг с другом, владеть разным оружием, кунг-фу и энергией ци. Однако постепенно всё встаёт на свои места.

Сеттинг игры — это постапокалипсис. Тема экологии и важности бережного отношения к природе проходит через всю игру красной нитью. Местная легенда гласит, что некогда жила-была цивилизация, которая нещадно эксплуатировала природу. Те, кто там жил, сбрасывал токсичные отходы в реки и моря, ну и всё в таком духе. Таким образом ребятки себя погубили. После условного конца света мир стал принадлежать зверям-мутантам, за одного из которых нам и выпадает возможность поиграть.

Казалось бы, после конца света жить бы зверям спокойно да не тужить. Но не всё так просто. Оказывается, их мир поделён на сферы влияния между шестью кланами, у каждого из которых свои ценности и цели. Одна часть хочет сохранить древо жизни, а другая, напротив, уничтожить его.

Понятно, что из-за своих разногласий кланы находятся в состоянии войны, и неплохо бы было попытаться их объединить. Наша цель — спасти этот мир от намечающегося катаклизма или дать всему пойти на самотёк. 

Спасать (или не спасать) мир одному — такое себе занятие, поэтому следует заручиться поддержкой той или иной стороны, что автоматически означает войну с другими. Судя по всему, миром и дружбой решить местные проблемы не выйдет. Или выйдет? Решать только игроку. 

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты 

Перед стартом самой игры нам дают выбрать расу (вид животного). Есть шесть рас, и у каждой изначальные характеристики отличаются. К примеру, «Примал» — это что-то типа лисы. Довольно проворное существо, а вот с интеллектом зверюге не особо повезло. «Фипы», напротив, весьма смышлёные создания. Есть и нечто под названием «Рекс» — этакий усреднённый вариант, сочетающий в себе неплохие физические и умственные способности.

Характеристик шесть. Они отвечают за показатели персонажа: живучесть (здоровье и броня), сила (урон в ближнем бою), интеллект (сила духа, энергия ци, регенерация духа), ловкость (скорость передвижения), харизма (помогает убеждать в диалогах) и удача (чем выше показатель, тем больше шансов на нанесение критического удара и выпадение добычи).

После выбора животного его параметры дают настроить по своему усмотрению. Можно сделать накачанного и сильного, но не слишком умного амбала, который будет наносить врагам жуткий урон в ближнем бою. Или, как вариант, выбрать «дрища-интеллектуала». Я остановился на чём-то посередине. Ну и, конечно же, стиль и цвет меха у зверя можно настроить, куда же без этого. Это чисто косметика, которая ни на что не влияет. 

Далее идёт класс. Есть условный вор, танк, маг, шпион и страж. Кроме внешних отличий, выбранный класс влияет на способности (у каждого они свои), которые будут определять стиль ведения боя. Понятно, что чем живучее персонаж, тем больше шансов на победу в ближнем бою. И наоборот, если с жизненными силами не очень, то лучше делать ставку на атаку с дальней дистанции.

Во время создания персонажа придётся выбрать параметр сопротивления, который определяет, как эффективно зверюга будет противостоять жару, холоду, радиации и так далее. Это очень важный момент, так как в мире встречаются заражённые зоны с интересным лутом и врагами (в одной радиация, в другой жара, в третьей кислотное отравление и тому подобное). И, если у вашего персонажа показатель сопротивления к той же радиации низкий, то находиться в такой местности долго не выйдет. А значит, и залутать по-человечески ничего там не получится.

Добравшись до собственно геймплея, игрока ждёт довольно утомительное начало, во время которого происходит посвящение в механики и происходящие вокруг события. Гидом по миру выступает закадровый рассказчик. 

И вот тут я хочу сразу отметить моё первое негативное впечатление от Biomutant — российскую озвучку. Голос рассказчика подобран не слишком удачно. Во всё, что он говорит, как-то не особо получается верить. Благо, в игре можно выбрать английскую озвучку с русскими субтитрами — для меня это оптимальный вариант.

Ещё один спорный момент — рассказчик будет сопровождать пользователя на протяжении всей игры. С одной стороны, он комментирует происходящие события, даёт подсказки, а иногда рассказывает что-то интересное про мир. С другой же, его болтовня просто сильно утомляет. Он всё время что-то бубнит с одной и той же интонацией, даже в те моменты, когда это вовсе не нужно. Очень хорошо, что разработчики предусмотрели возможность в настройках понизить частоту появления нашего поводыря.

Спустя примерно час после старта игры нас окончательно отпускают в открытый мир. Как было отмечено выше, он разделён на несколько враждующих между собой поселений, и игра сразу же предлагает определиться с выбором, кто тут друг, а с кем нам не по пути. 

От союзника, кстати, всегда можно отказаться и перейти на сторону другого лагеря. Выбор стороны влияет на концовку игры, а также на выдаваемые игроку задания. А если получится завоевать доверие шифу (вожак клана), то можно рассчитывать на всякие плюшки типа племенного оружия, которое можно заполучить и на поле боя, захватив форт врага.

После того, как игрок выберет себе союзников, первоочередной задачей становится зачистка вражеских блокпостов, чтобы подчинить их нашему клану и тем самым расширить территорию влияния. При этом никто не запрещает наплевать на нужды соратников и сразу же отправиться исследовать мир. 

Готовимся штурмовать форт противника 
Захват фортов кстати довольно однообразное и скучное занятие
Как вариант, с поверженным врагом можно заключить перемирие 

Кстати, все побочные задания следует завершить до финального акта, хотя тут есть возможность загрузиться за пару моментов до конца игры и допройти всё, что осталось. После завершения основной сюжетной линии откроется «Новая игра+», где всё придётся начинать с самого начала, но уже с прокачанным персонажем и всем накопленным лутом. Таким образом, минуя вступительную часть игры, можно попробовать встать по другую сторону баррикад и посмотреть, что из этого получится.

Сражаемся, качаемся, крафтим и собираем шапки

Учитывая, что Biomutant — это именно ролевой экшен, разработчики уделили пристальное внимание прокачке персонажа, которая может показаться слегка запутанной, но лишь на первый взгляд. Немного покопавшись, понимаешь, что всё довольно просто.

За убийство врагов и выполнение квестов выдают очки улучшения. После каждого повышения уровня есть возможность вложить их в какой-нибудь один параметр. К примеру, в силу или интеллект. Кроме того, такие очки можно потратить в меню «Вун-фу», где открываются разные комбо для дальнего, ближнего и рукопашного боя — да, тут есть единоборства.

У оружия, помимо основной атаки, есть особые — они открываются постепенно. А ещё за базовые очки улучшения получится открыть разные пассивные бонусы — например, увеличение шансов на добычу топового лута, ускорение перемещения, дополнительное увеличение прочности брони, ну и всё в таком духе.

Второй и третий вид очков прокачки — пси и био. Оба нужны для развития мутаций: бионических и псионических. Они дают суперспособности. Одновременно можно выбрать только четыре мутации. Следует поиграться, попробовать и собрать сет под свой стиль ведения боя. Важный момент: некоторые пси-способности можно разблокировать, перейдя только на светлую или тёмную сторону. А вот био-очки можно также потратить на повышение сопротивления жару, холоду, радиации.

Постепенно у жука открываются новые способности
К примеру, с возвышенностей можно будет пикировать таким образом

Помимо главного героя небольшим улучшениям подлежит «Автоматон». Это ручной мини-робот, которого мы всю игру таскаем с собой. Жук бывает полезен в бою, нанося врагам слабенькие атаки и исцеляя раны персонажа, или в тёмных локациях, выступая в роли фонарика.

Как вы уже, наверное, поняли, в игре есть система кармы, называется она тут «аура». Данный параметр зависит от сделанного игроком выбора в диалогах, а также от того, помогаем мы нуждающимся решать их проблемы или забиваем на них. Иногда наш выбор комментируют ангелы: тёмный топит за сторону зла, а светлый — склоняет на путь добра и прощения.

Что касается крафта, то тут всё просто. По миру разбросан всякий хлам, который можно собирать и использовать для создания или улучшения оружия и шмота. Иногда во время странствий попадаются ящики с био-очками и тотемы, где можно получить пси-очки. Также что-то полезное постоянно выпадает из врагов. Есть в игре и своя валюта — грин. У торговцев за неё можно купить расходники и прочие полезности.

Лут представлен богато: набор огнестрельного и холодного оружия обширен. Всяких шапочек, кофточек, штанов, пистолетов и мечей великое множество. Естественно, всё отличается не только внешне, но и характеристиками. 

Что-что, а всякого забавного лута в игре целая прорва

Предметы разделены по ценности — есть обычные, легендарные, что-то среднее между ними, всё как у взрослых. Во время путешествий можно нарваться на составные части, которые пригодятся для создания брони или оружия. 

Собираем всё в вещь-мешок, а потом разбираемся: что-то пойдёт на запчасти, часть барахла можно продать, а из чего-то сделать какой-нибудь меч или пистолет помощнее. Создавать и улучшать предметы можно в меню крафта, при этом в игре есть места с верстаками, где можно повысить «класс» оружия и шмоток. Если честно, я так и не понял, зачем разработчики ввели в игру этот момент. Почему такие апгрейды нельзя делать всё в том же меню крафта — непонятно.

Мир игры практически сразу открыт для исследования — беги, куда глаза глядят, как говорится. Поначалу всё это дело очень даже интересно исследовать — постоянно натыкаешься на какие-то необычные места, которые так и хочется облутать. Местность довольно обширна, а на карте полно заданий, включая мелкие (их тут выдают все, кому не лень). Последние, за редким исключением, не могут похвастаться особой изобретательностью, это вам не «Ведьмак 3». Обычно что-то в духе «напади на след», «сходи к такому-то персонажу и поговори с ним», «найди защитный костюм» или «собери для деревни столько-то ресурсов».

Никаких по-настоящему интересных побочных активностей или мини-игр, как в других RPG (или проектах по типу Far Cry 5 и RDR 2), тут попросту нет. Ну, разве что, иногда попадаются квесты, когда нужно найти какой-нибудь тренажёр или вело-дорожку, нажать три кнопки, и параметр выносливости или живучести персонажа будет повышен. 

За рамками сюжета и побочных квестов всё ограничивается исследованием мира, собиранием лута, редкими стычками со случайными врагами да событиями вроде спасения деревень от нападения. Зато геймплей разбавлен простенькими головоломками, их видов довольно много.

Головоломки простые и не вызывают особых проблем 
Если за отведённое количество ходов решить головоломку не удастся, то персонажа может шарахнуть током

Сюжетные задания бывают интересными и ставят игрока в совершенно разные ситуации. К примеру, один из самых запоминающихся моментов — когда нам в первый раз выдают меха. Мало того, что он мощный, и геймплей с ним в принципе довольно весёлый, так ещё нас посылают в мёртвую зону, этакую пустошь с руинами и ржавыми остовами. Происходящее атмосферой начинает походить на Fallout. Картину дополняет сражение с огромным мироедом-боссом в конце.

Или ещё один пример — большая механическая рука, которую нам по сюжету надо будет оседлать. На ней можно передвигаться, а ещё она стреляет из пальца. Очень забавно.

Вот это чудо инженерной мысли едет медленно, а управляется не особо удобно
Ездовых животных несколько видов. Кроме внешности они отличаются скоростью бега и длиной прыжка 
Сидя на каком-нибудь козле, можно спрыгнуть со скалы хоть километровой высоты и прямо на асфальт. Зверьё тут прямо какое-то бессмертное.

Чуть не забыл рассказать про транспорт. По миру можно передвигаться не только на своих двоих. В игре имеются разные ездовые животные, заполучить которых в своё распоряжение можно по ходу выполнения квестов или немного подкормив. Ещё один вид транспорта — водный. Во время одного из заданий нам выдадут какое-то корыто (его можно и нужно всячески апгрейдить) — на нём-то и придётся кататься по местным водным достопримечательностям. 

Кстати, по суше можно довольно быстро и без напряга перемещаться пешком, а вот в случае с водой такой трюк вряд ли сработает. Зверушка наша умеет плавать, однако на это расходуется энергия, причём очень быстро. Пять секунд, и готов утопленник. Водный транспорт незаменим в этой игре. Также предусмотрена возможность быстрого перехода между локациями — для этого тут используются контрольные точки в виде флажков.

Бам, бум, хрясь, рррррррр

Боевая механика Biomutant сделана в стиле слэшера, по типу какого-нибудь Darksiders. Используется пара-тройка кнопок для ударов и вызова способностей, а также парирование, которое может на время оглушить врага, и подкат, с помощью которого можно прошмыгнуть между ног крупного монстра, оказавшись у него за спиной. 

Всё это добро приправлено элементами слоу-мо и QTE. Признаюсь, какого-то особо вызова я в игре не ощутил, даже несмотря на живучесть врагов, разве что только с мироедами (местные боссы) пришлось слегка повозиться, да финальная битва может вызвать некоторые проблемы (вот уж где точно придётся использовать весь накопленный запас аптечек).

Что касается визуальной составляющей, в динамике сражения выглядят красочно — в этом плане всё окей. Во время нанесения ударов врагам на экране появляются надписи «Бабах», «Бум», «Хрясь» и прочее в таком духе. А из монстров вылетают очки урона, как в какой-нибудь гриндилке, вроде Anthem, Destiny 2 или недавней Returnal, обзор на которую можно почитать по ссылке. Эти элементы на любителя и немного отвлекают, но их можно отключить в настройках.

По мере прокачки у персонажа появляется всё больше разных комбинаций ударов, как рукопашных, так и для разного оружия. Комбо все простенькие, тем не менее, запутаться в них в разгар битвы — раз плюнуть. Как правило, для победы ничего изобретать не нужно, достаточно использовать пару комбо. Главное — успевать парировать удары и уклоняться от атак. Чистый рукопашный бой я не использовал во время прохождения вовсе, мне как-то не особо зашёл такой стиль игры.

Весь имеющийся арсенал не то чтобы кто-то заставляет применять, а самому этого делать как-то особо и не хочется, да и в принципе не нужно. Я вообще первую половину игры без проблем прошёл с одним набором оружия, постепенно прокачиваясь по всем фронтам, да время от времени для атак издалека у меня был какой-нибудь автомат. Есть, конечно, вероятность, что это просто я такой ленивый, а другой игрок будет активно жонглировать всеми доступными способностями, пушками и комбо.

Одновременно в лапах можно таскать два оружия (одно ближнего и одно дальнего боя), переключаясь между ними по мере надобности. Плюс, активно используются био- и пси-способности. Их в игре не особо большой набор — выбираешь свой сет и всю игру проходишь с ним, даже не открывая что-то новое, ведь оно особо-то и не нужно.

Что касается бестиария — к вашим услугам целый зоопарк мутантов-переростков (кроты, крысы, еноты, ящерицы, лисы и ворох всякого разного), которым время от времени помогают турели и пушки. Как правило, сражаться приходится сразу с толпой врагов, где в главной роли выступает здоровый и сильный вожак, а у него под ногами топчутся более мелкие особи. В большинстве случаев тактика боя одна: убиваем самого большого всеми доступными способами, а потом переключаем внимание на всякую мелкую шушеру. 

В итоге, каждое новое сражение отличается от предыдущих только видом и количеством врагов. При этом какого-то особого подхода к каждому монстру искать не нужно (помимо упомянутых мной мироедов, бои с которыми реально интересные). Мы либо атакуем издалека, расстреливая всё живое, либо, если противник в броне, и выстрелы ему не причиняют урона, идём в ближний бой, используя мечи, кунг-фу и способности-мутации.

Главная проблема боевой системы Biomutant состоит в том, что она совершенно не ощущается. Проще говоря, во время боя порой не понимаешь, наносишь ты урон или нет. Враги упорно отказываются как-то внятно реагировать на атаки. Неудобные камера и захват цели в сражениях, из-за чего удары и выстрелы уходят в молоко, прилагаются.

Прикладываю пару геймплейных видео, в которых всё вышенаписанное показано наглядно:

Интерфейс выбора расходников, оружия и транспорта сделан в виде меню-колец. Их четыре, и каждое подвешено на одну отдельную кнопку крестовины. 

Пока привыкнешь, какая кнопка что вызывает, пройдёт какое-то время, до этого момента путаешься. В остальном, всё довольно удобно, на мой взгляд. К примеру, посмотреть характеристики того или иного предмета можно, прямо не отходя от кассы.

А поговорить?

Диалоги, что про них рассказать? Собственно, особо-то и нечего. На мой взгляд, это самая скучная и невнятная часть игры. Как правило, есть три варианта ответа. Иногда выбор может повлиять (положительно или отрицательно) на ауру нашего зверька или дальнейшие события. Есть персонажи, у которых (при наличии достаточно прокачанного параметра харизмы) получится выведать какую-нибудь информацию, к примеру, об интересных местах.

Каждый встреченный во время диалога что-то бормочет себе под нос на своём языке. Это ещё ничего, терпимо. Но дело в том, что нам эти кряхтения и мычания малопонятны (вообще не понятны), поэтому переводом вслух занимается всё тот же самый рассказчик. Помните, да, он немного утомляет своим голосом в принципе, так ещё и в диалогах приходится его терпеть. 

Персонажи в игре, понятное дело, представлены разными зверями. Среди них есть весьма колоритные особи: большая крыса (а может это и не крыса) в инвалидной коляске, которая рассказывает о спасении мира, или мелкий зверёныш-инженер — он попросит нас помочь в починке того самого меха, о котором я выше рассказывал. А ещё есть товарищ, твердящий про важность железнодорожных рельс в этом мире, и что при удачном стечении обстоятельств они могут каким-то образом привести к цели. Или вот бобёр-аквалангист — от него можно получить водный транспорт. Да и шифу, в целом, довольно интересные. 

Сюжет в игре очень простой и подаётся через всё те же диалоги. Никаких впечатляющих кат-сцен тут нет. Добавить особо-то и нечего больше.

Буйство красок 

Картинка в Biomutant крайне сочная, порой даже слишком. Глаза начинают уставать от насыщенных и ярких красок. Не зря в игре есть предупреждение для эпилептиков. Для меня такая насыщенность — скорее минус, кому-то придётся по душе. В целом, визуал мне сильно напомнил Ratchet & Clank.

Трёхмерный мир разбавлен элементами сел-шейдинга (тип рендеринга, который имитирует результат рисования вручную) и комиксовыми вставками (те самые бум, хрясь и бабах).

Трава, листва на деревьях и шерсть зверей колышется на ветру, а если пойдёт дождь, то наш персонаж станет похож на мокрую крысу. Ночью дороги красиво озаряет лунный свет, днём неистово палит солнце, создавая причудливые тени. 

Во время боёв на экране куча ярких спецэффектов — вспышки, взрывы, этого тут полно. Помимо лесов, полей и заражённых зон, каждая из которых отличается визуально и по атмосфере, в игре есть разного рода руины, подземелья, бункеры, канализации, ржавые машины и прочие прелести канувшей в лету цивилизации. 

Окружение нам постоянно напоминает, что мир, каким мы его видим в игре, был таким не всегда: вот тут точно раньше находилась оживлённая трасса, это железная дорога и депо с поездами, а вот тут какой-то заброшенный город, а под ним метро. Все эти руины мне напомнили Horizon Zero Dawn, где то тут, то там можно было встретить остатки прежнего мира. 

В Biomutant про мир прошлого, кстати, можно узнать не так много, как хотелось бы. Иногда персонажи что-то расскажут, зачастую же в подвалах и метро можно встретить плакаты, подойдя к которым, рассказчик своим монотонным голосом поведает нам коротенькую историю в духе «давно был завод, он сливал в речку отходы, и смотри, к чему это привело».

В целом, впечатления от картинки положительные. Детализация локаций и животных на уровне. Конечно, чудес ждать в этом плане не стоит. Игра создавалась с прицелом на железо консолей прошлого поколения. И на той же PS5 (я играл именно на ней) выглядит точно так же, как на PS4 Pro. 

Костёр нужен именно для того, о чём вы подумали: восстановить здоровье и силы, и дождаться рассвета-заката. Совершенно бесполезный элемент игры

В перспективе разработчики выпустят версию с поддержкой всех возможностей новых приставок. На текущий же момент особой разницы в качестве картинки нет. По понятным причинам возможности DualSense тоже никак не используются. Загрузки не сказать, чтобы удивляли своей быстротой. Зато иногда встречаются какие-то микрофризы, а местами FPS может упасть без видимых причин. На PS5 в настройках можно выбрать режим производительности 30 или 60 кадров в секунду.

Не цепляет?

Главный вопрос — интересно ли в Biomutant проводить время? Ответ на него будет зависеть от того, какие игры вам нравятся. Если вы не против открытого мира с бесконечным лутанием, прокачкой, скучными диалогами и стремительными сражениями по типу слэшеров, которые при этом не лишены проблем, то попробовать точно стоит. 

К тому же, сеттинг у игры реально занятный — мир постапокалипсиса, в котором правят не сумасшедшие банды, зомби, роботы и все те, к кому мы привыкли в подобных произведениях, а сообразительные и мохнатые антропоморфные зверюги, у которых ещё и разногласия есть.

Прожжённому же игроку, вроде меня, который за свою жизнь чего только не повидал, Biomutant, кроме не раз уже упомянутого сеттинга, ничего нового предложить не может. Разработчики взяли и соединили в одну игру элементы, которые лично я видел не раз. 

Руины канувшей в лету цивилизации? Привет Horizon Zero Dawn. Красочная картинка? Плюс явно не для меня. Открытый мир, система кармы, прокачка и собирание лута? Я вас умоляю, кого этим можно в 2021 году удивить и по настоящему заинтересовать. Боевой геймплей? Сражения вряд ли удивят своим разнообразием и сложностью, хотя местами бывают интересными. На мой взгляд, по этой части игре Experiment 101 дадут фору любая из Darksiders или Devil May Cry. 

Так или иначе, но за Biomutant можно с интересом провести некоторое время, а кто-то даже с удовольствием застрянет в ней надолго. Главное, вытерпеть нудноватое начало и выйти в открытый мир, который, как ни крути, сулит много часов приключений. Что касается конкретно меня, игра не зацепила. Как я ни старался проникнуться этим миром и проблемами его обитателей, всё тщетно, на протяжении почти всей игры мне было откровенно скучно.

Примечание: благодарим «Буку», российского издателя Biomutant, за предоставленную на обзор копию игры.

Хабы: игры



Комментарии

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте