Три Р промышленного дизайна. Интервью с основателем Man&Technologies Lab Михаилом Крапивным

Автор Владислав Войтенко 19:00 30.09.2020
- 1 +  62 610 0
Три Р промышленного дизайна. Интервью с основателем Man&Technologies Lab Михаилом Крапивным

Отличная начинка в непонятной упаковке — так можно сказать о многих советских изобретениях. И о российских тоже. Время идёт, мир меняется, появляются новые знания и технологии, а промышленный дизайн в России как был не в приоритете у разработчиков, так и остается, проигрывая по значению инженерной составляющей.

Хотя зарубежным подходом доказано: продаёт, прежде всего, упаковка. Медленно, но верно ситуация меняется. Ключевым до недавнего времени в этом процессе было «медленно», однако пандемия COVID-19 дала отрасли долгожданный толчок для развития.

Об этом и о роли промышленного дизайна в современном производстве, мы поговорили с основателем конструкторского бюро Man&Technologies Lab Михаилом Крапивным.

Промышленный дизайн как услуга востребованы в Европе и США. Какой потенциал у сферы вы видите в России?

Я бы сразу хотел отметить, что промышленный дизайн — это обо всём, что нас окружает. Любая вещь, даже самая обычная сковородка — предмет промышленного дизайна. На данный момент в России, как и во всём мире, активно растёт рынок медицинских изделий.

Драйвером здесь, конечно, стал коронавирус, который спровоцировал разработку целого ряда продуктов и изделий, начиная от привычных всем масок, заканчивая компонентами для ИВЛ, аксессуарами для врачей и различных гаджетов, позволяющих провести проверку на COVID-19 в домашних условиях. 

Опосредованно влияние пандемии на промышленный дизайн ощутили даже производители умной носимой электроники, чьи функции, например, оксиметрии, оказались особенно востребованными. И рост потребности в промышленном дизайне в сфере потребительской электроники будет только расти.

Мы наблюдаем влияние промдизайна на автомобилестроение. Всё чаще автомобиль становится гаджетом, в связи с чем меняются привычные сценарии его использования. Это уже не просто средство передвижения, но и хаб для релакса, развлечений.

Развитие беспилотных технологий сильнее подстегивают именно это позиционирование автомобиля как зоны для развлечений: пока машина сама едет, водитель может смотреть почту, вести переговоры, играть в игры, ужинать с вином. 

Следовательно, дизайн элементов привычного управления автомобилем будет меняться. Мы стоим на пороге взрывного тренда на промдизайн для автомобилей в контексте развлечений.

Эксперты прогнозируют динамичный рост рынка мобильных приложений и аппаратных гаджетов для автолюбителей в сегменте infotainment в течение ближайших 5-10 лет. По данным PWC, уже к 2021-2022 годам этот сегмент станет третьим по своему потенциалу, после обеспечения безопасности и поддержки автономного вождения, с оценочным объемом 13,4 млрд евро. 

Специалисты McKinsey полагают, что при превращении водителя в пассажира можно сэкономить до 50 минут свободного времени в день. В свою очередь, в правительстве Москвы отмечают, что житель столицы в среднем тратит на дорогу до работы 56 минут. Это 112 минут в день, учитывая путь туда и обратно, то есть почти два часа, которые могут быть проведены с пользой.

Это значит, что по мере развития беспилотных технологий решения в области connected cars станут все более разнообразными. Есть основания полагать, что для всех пассажиров беспилотного транспорта будет создана собственная социальная сеть, в том числе с функцией знакомств по принципу геолокации и обнаружения интересных собеседников рядом в дорожном потоке.

Все эти тренды влияют на то, как именно промышленный дизайн будет продолжать свое развитие в данной индустрии. Мы точно будем разрабатывать внешний вид элементов управления мультимедией в автомобилях, адаптировать корпус авто под особенности зарядки (электрические розетки и прочее). Таким образом, точки роста у «промдиза» России и, в частности, Европы на данный момент очень сблизились.

Почему промышленный дизайн в России настолько далёк от западного?

Причина столь большого расхождения в том, что у нас главное, чтобы во время демонстрации нужным людям прототип работал. А в США в основе всего — способность продукта продаваться, причем на реальном конкурентном рынке.

В недавнем разговоре с одним из ключевых оборонных предприятий нашей страны нам напрямую сказали: если бы наш ВПК был бизнесом, а не государственной структурой, то все развивалось бы гораздо активнее. Это была бы борьба за лучшие продажи, за умы людей. Как это происходит в США, ЕС, в том же Израиле.

Как вы оцениваете конкурентную среду промышленного дизайна в России?

В нашей стране очень много предприятий, которые настроены на диверсификацию производства, на то, чтобы реально зарабатывать на своих НИОКР-проектах. Все зависит от того, насколько государство будет регулировать свои предприятия, особенно ВПК.

Что касается бизнеса, то, несмотря на преимущество ИТ-сектора, промышленный дизайн растет. В частности, наше конструкторское бюро в этом году на фоне пандемии не просто не упало, но выросло в разы. И это не реакционные заказы, а вдумчивая политика по реализации проектов, которые будут актуальны и востребованы многие годы после окончания «ковида».

Но о конкуренции на рынке, где мы распихиваем друг друга локтями, рано говорить. Реальность такова, что узкий круг компаний сражаются за каждый заказ ради оборотных средств, чтобы не потонуть. Получение прибыли влияет на качество услуг.

Промдизайн обязан влиять на продажи компании, в которой он внедряется, и заказчики даже самых наукоемких проектов должны уже наконец-то отбросить свои комплексы и стереотипы, и не стесняться агрессивно и креативно продвигать свои проекты. В этом случае промдизайн является мощнейшим инструментом в продвижении и продажах.

И нам, как пионерам отрасли, хочется, чтобы рынок рос. Вот почему мы постоянно подстегиваем его: запускаем различные конкурсы, проводим мастер-классы, шоу-лекции, создаем собственные гранты. Наша задача — совместно с другими крупными форумами поддерживать диверсификацию ОПК и ВПК, чтобы стать агрегатором проектов для других конструкторских бюро.

Как обстоят дела с кадрами в отрасли?

На данный момент промдизайн активно кует кадры. На рынке мало компаний и проектов, которые готовы оправдывать ожидания вчерашних студентов по условиям труда, достойных их уровню компетенций. Поэтому многие на аутсорс или фриланс во время основной работы. Мы не имеем дел с такими специалистами.

У нас высокие корпоративные стандарты, в которые мы ежегодно прилично инвестируем. И дело не только в заработной плате, которая у нас выше рынка, но, в первую очередь, в команде, в целях и основной идее компании. Нам важно, чтобы сотрудники раскрывали свой реальный творческий потенциал как дизайнеры, инженеры и изобретатели.

Какие тренды промышленного дизайна 2020?

Три Р: Роботы, Ресайклинг, Равенство возможностей. Первый тренд — генеративный дизайн. Его формируют гиганты индустрии, типа Autodesk. Это уникальный вид дизайна, при котором человек делегирует часть процессов компьютерным технологиям и платформам.

Мы участвуем в разработке специализированной нейросети, которая позволит предельно упростить промышленный дизайн. В уже обозримом будущем мы будем работать на пару с искусственным интеллектом, и на стыке человека и машины создавать прорывные решения во внешнем и внутреннем устройстве даже самых сложных и больших изделий.

Второй тренд — ресайклинг. Наконец-то до человечества дошло, что пора перестать гадить под себя и дизайнеры этот тренд поймали: много переработанного материала, много проектов с продуманной утилизацией в конце жизненного цикла.

Третий тренд — равенство возможностей — основывается на массовом осознании, что хороших работников не так много, чтобы стариков и инвалидов списывать в утиль. Появились нормальные протезы, устройства, облегчающие доступность для маломобильных. Это всё хорошие тренды, здоровые.

Что должно измениться в России и как должен измениться промышленный дизайн, чтобы предметы, создаваемые вашим КБ, появились в массовой продаже и повседневном потреблении?

Должно улучшится многое, должны поменяться многие процессы, связанные, в первую очередь, с правилами ведения бизнеса. Нужно, чтобы рос уровень инвестиций или конвертируемых займов для стартапов, которые только выходят на серийное производство своих уникальных разработок.

Второе — это перерождение маркетинга. Нужно уделять ему больше внимания. Упаковка в нашей индустрии не менее важна, чем в FMCG или автомобильной промышленности. Заказчики должны перестать требовать то, что хотят они, и начать слушать своих клиентов. Именно клиентоцентрированный подход — главный стимул роста промдизайна.

При разработке любого проекта нужно в обязательном порядке внедрять маркетинговый анализ и живое точечное общение с целевой аудиторией клиента. Пришла пора осознать, что для рыночного потенциала продукта, вложения в промдизайн — один из самых дорогих и, в то же время, самый важный для конечного успеха.

Подписывайтесь на Rozetked в Telegram, во «ВКонтакте» и обязательно в YouTube.
Хабы: дизайн

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте



Комментарии

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте