Что необходимо знать о UX/UI-дизайне начинающему разработчику интерфейсов?
Рассказывает директор по взаимодействию с разработчиками в «Яндексе».
Разработчик интерфейсов — одна из самых динамичных и быстроразвивающихся профессий на рынке. Специалисты этой сферы совмещают в своей работе знания из разных областей, среди которых важную роль играет UX/UI-дизайн. Это направление предполагает изучение и понимание поведения пользователя, его потребностей и желаний. Именно эти данные помогают в разработке практичного, удобного и эстетичного интерфейса, который будет востребован среди аудитории.
Сергей Бережной, директор по взаимодействию с разработчиками в «Яндексе» и эксперт программы онлайн-магистратуры «Веб-разработка» от «Яндекс Практикума» и НИТУ МИСИС, рассказал, что нужно знать и уметь начинающему фронтенд-разработчику в области UX/UI-дизайна.
Хороший интерфейс – понятный интерфейс
UX/UI-дизайнер (UX – user experience, UI – user interface) отвечает за пользовательский интерфейс приложения или сайта. И здесь важно, чтобы конечный продукт не только технически корректно функционировал, но и был понятен пользователю, использовал его поведенческие паттерны. Учёт привычек человека при разработке — ключ к более лёгкому взаимодействию пользователя с цифровым интерфейсом. Именно поэтому часто один специалист объединяет в себе два направления – UX и UI.
Согласно исследованиям, около 88% пользователей не возвращаются на сайты из-за неудобного интерфейса, а примерно 74% удаляют приложения ритейлеров, если их использование не интуитивно. То есть сам сервис может быть хорошо разработан, но неудачные дизайнерские решения влияют на опыт взаимодействия с продуктом, который может казаться недостаточно понятным. Задача UX/UI-дизайнера заключается в изменении этой статистики, предвосхищая ожидания пользователя и делая контакт с приложением или сайтом наиболее комфортным.
Математика и творчество: с чем придётся работать?
Предположим, у вас уже имеются базовые знания в веб-разработке, небольшой опыт в ней. Но, вероятно, его всё равно будет недостаточно для успешного решения задач, связанных с дизайном интерфейсов.
Соприкасаясь с UX/UI-дизайном, разработчик столкнётся как с очевидными направлениями, так и уникальными, характерными именно для этой области. К примеру, предсказуемо, что ему нужно взаимодействовать с клиентскими и серверными технологиями, голосовым оформлением, разными мелочами, вроде всплывающих подсказок и небольших анимированных эффектов. К очевидным направлениям относится и проектирование пользовательского интерфейса (UI), а также навыки базового анализа данных.
А теперь обратимся к уникальным аспектам, без которых специалист не сможет успешно работать в области UX/UI-дизайна.
Эта сфера разработки находится на стыке технического и художественного подходов. Одно без другого здесь не может существовать. Инженеру придётся развивать творческие навыки, а художнику — учитывать технологические возможности и ограничения.
При создании приложений и веб-сайтов необходимо быть хорошим программистом, понимать, как устроена логика и алгоритмы системы. С другой стороны, также следует обладать и творческими способностями, быть дизайнером и даже немного психологом, чтобы понимать, как человек воспринимает мир вокруг. В этой области не всегда действует математическая строгость. Главная цель — создать не только функциональный, но и удобный, привлекательный продукт, вызывающий положительные эмоции при его использовании.
Также есть большая вероятность, что вам придется принимать решения, не обладая полной информацией. Это можно сравнить с игрой в шахматы. Да, в теории возможно предусмотреть все ходы заранее, но на практике встречается множество вариантов развития ситуации, где скорее приходится действовать интуитивно, а не на основе полного расчета происходящего.
В UX/UI-дизайне часто приходится работать с неполными данными, оперировать статистикой, вероятностями и гипотезами в процессе разработки. Часто вам придётся принимать решения не исходя из полного анализа, а скорее из интуиции.
На что в ваших компетенциях будет смотреть работодатель?
Любой работодатель в первую очередь обращает внимание на базовые навыки программирования и владение веб-технологиями. Далее каждый подходит к этому по-своему.
Начиная сотрудничество в «Яндексе», мы редко сразу проверяем способности в UX/UI-дизайне. Но соискателю важно понимать, что это часть ежедневной работы: сотруднику предстоит решать разнообразные задачи, которые напрямую связаны с принципами хороших интерфейсов.
Например, возникает запрос на уменьшение размера сайта. Его реализация требует не только технического решения для оптимизации работы кода, но и учета пользовательских предпочтений в красоте и удобстве. Таким образом мы сталкиваемся с ключевым аспектом работы — соединением технического и творческого.
Так же важна внимательность к мелочам: точное расположение элементов, их размер, логика между ними. Это поможет вам быстрее и точнее воплощать макеты. Если вы можете сразу увидеть, что что-то выходит не так, это позволит вам кратно ускорить верстку нужного макета. Но для такой реакции потребуется насмотренность и опыт.
Часто дизайн-макет, по которому нужно работать, представлен в виде отдельных фрагментов или снапшотов, а в реальном продукте интерфейсов больше. В таких случаях придётся самостоятельно додумывать компоненты интерфейса и динамические элементы, например, переходы. Если разработчик обладает достаточной самостоятельностью и не требует помощи отдельного дизайнера, это большой плюс. Такой подход позволяет пройти полный цикл разработки продукта быстрее, без нескольких итераций с разными специалистами.
Ещё одна важная часть работы — генерация и проверка гипотез. Грамотное использование гипотез, без привлечения отдельного дизайнера, помогает в этом. Специалист должен задаваться вопросом: что удобно пользователю? Затем можно создать несколько вариантов интерфейса, проверить их и выбрать наиболее эффективный. В конце не помешает оценить, насколько хорошо продукт решает пользовательскую задачу. Работа UX/UI-дизайнера не может быть полной, если не учесть один из этих этапов.
Правила для UX/UI-дизайнера
Правило здесь одно — нет никаких правил. Эта фраза может показаться избитой, но она отражает суть. Да, если подойти к задаче структурировано, для каждого аспекта работы разработчика есть свои рекомендации. Но самое главное — развивать насмотренность.
Вернёмся к аналогии с шахматами. Существуют правила, но чтобы стать лучшим игроком, нужно провести сотни часов за доской. То же самое здесь — без увлечённости продуктом, наблюдений за разными элементами интерфейсов в разных других местах, анализа и декомпозиции приложений и сайтов невозможно стать настоящим профессионалом.
Также важно непрерывное обучение. К сожалению, часто простого высшего образования недостаточно, чтобы оставаться актуальным и востребованным UX/UI-дизайнером. Индустрия динамично развивается, прямо на наших глазах. Например, университет Кента предсказывает, что текущее десятилетие «станет десятилетием UX-дизайна». Именно поэтому у нас в «Практикуме» есть специальное направление для разработчиков, где можно учиться на реальных проектах и данных, которые используются прямо сейчас. Ведь разработчик — это больше практик, а не теоретик.
Последнее, что я хочу подчеркнуть, — нельзя выбирать путь в дизайне и разработке интерфейсов, а также в мире IT в целом, исключительно на основе потенциальной прибыльности. Да, сейчас этот рынок развивается как никогда. Работодатели готовы щедро вознаграждать специалистов. Однако, если у человека нет глубокой привязанности к этой сфере, то долгосрочное и стабильное достижение качественных результатов станет проблемой. А это может привести только к разочарованию как для работодателя, так и, в первую очередь, для самого сотрудника.