Как NFT-токены подпитывают криптоискусство, создавая новый способ коллекционирования

Автор Макс Варламов 19:02 24.03.2021
- 0 +  14 358 0
Как NFT-токены подпитывают криптоискусство, создавая новый способ коллекционирования

NFT — один из видов криптографических токенов. Его особенность заключается в том, что он невзаимозаменяемый, что не свойственно природе токенов. За последние два месяца популярность NFT сильно выросла, а уникальные цифровые произведения искусства уже продают мировые аукционные дома. Разбираемся, что это такое, и как оно повлияло на мир искусства.

С чего всё началось

3 марта анонимная группа, которая называет себя «энтузиасты искусства и NFT» подожгла оригинальную печать Бэнкси за 95 000 долларов США в прямом эфире и разместила её оцифрованную, единственную версию (NFT) для инвесторов на торгах. После пятидневной войны на торгах, этот NFT-токен продали за 228.69 Etherium, что эквивалентно 380 000 долларам.

Картина «Morons (White)» британского граффити-художника Бэнкси не предназначалась для уничтожения и возрождения в виртуальном мире через 15 лет. Это показывает, что NFT-токены становятся всё более распространённым и легитимным способом закрепления авторского права на объект искусства. 

NFT (произносится как «нифти») — средство маркировки любого цифрового объекта как единственного оригинала. Эти токены имеют уникальный ID, основанный на блокчейне, позволяющий пройти весь путь до самого оригинала. Этот ID является своего рода цифровой подписью создателя, доказывая истинную подлинность материала.

У объектов без NFT, по сути, нет оригинала, только бесчисленное множество копий. Через блокчейн же проходит только одна или несколько версий произведения, что придаёт уникальности тому или иному материалу. За счёт этой эксклюзивности, NFT можно владеть и продавать ровно так же, как и другие физические объекты: ручная роспись, например.

«Everydays: The First 5,000 Days» американского художника под псевдонимом Beeple.

Первые 5000 дней Винкельманна

В феврале аукционный дом «Кристис» начал двухнедельный аукцион «Everydays: The First 5,000 Days» Майка Винкельманна, графического дизайнера, более известного как Beeple. Как сказали в «Кристис», эта работа стала первым полностью цифровым NFT, когда-либо проданным на аукционе.

Начальная цена составляла лишь 100 долларов. Через несколько часов стоимость поднялась уже до 1,8 млн долларов, а к 9 марта достигла отметки 8,3 млн долларов. Аукцион продлился до 11 марта.

Майк Винкельманн, известный как Beeple

Винкельманн долгое время стоял у истоков цифрового искусства, основанного на NFT. Он установил рекорд на платформе Nifty Gateway в декабре 2020, когда серия его произведений была продана более чем за 3,5 млн долларов.

«Everydays: The First 5,000 Days» — это коллаж из 5000 изображений, которые Винкельманн делал каждый день на протяжении 13 лет, оттачивая свои навыки рисования на компьютере. Когда он закончил и выложил картину в интернет, его настигла огромная известность. Эта коллекция показывает его рост как дизайнера и художника.

«Это действительно дневник технологий, моей жизни и мира за последние 13 лет», — говорит Beeple.

Мультяшные, иногда чудовищные изображения видных деятелей культуры Винкельманна стали провокационным хитом среди молодёжи. Это принесло ему 1,9 миллиона подписчиков в Instagram и дизайнерские концерты с такими брендами, как Nike и Louis Vuitton.

Коллекционеры из Азии были первыми покупателями NFT от Beeple. Коллекционер, называющий себя MetaKovan, по слухам живущий в Сингапуре, купил всё, 20 экземпляров, но один из них был продан на аукционе в прошлом декабре.

MetaKovan уже владел внушительной коллекцией NFT, включая часть гоночной трассы и цифровую гоночную машину, предназначенной для F1 Delta Time. Это гоночная блокчейн-игра на платформе Ethereum. Эти объекты обошлись ему в 223 и 113 тысяч долларов соответственно.

«Это не просто референдум о работах Beeple. Это референдум о совершенно новой среде для мирового рынка искусства. Он первопроходец — тот, кто меняет правила игры», — говорит Джехан Чу, инвестор в криптовалюту и коллекционер произведений искусства.
«Buzz Lightmilk» Винкельманна

NFT — необходимость или способ заработать?

Многие в мире искусства рассматривают NFT как что-то большее, чем временную прихоть, которая технологично решает проблемы аутентификации. В то же время, некоторые считают, что инвестиции в искусство, которое подпитывает NFT — не более, чем способ заработать денег, и ничего общего с искусством это не имеет.

«Я думаю, что NFT-токены интересны, но точно не революционны. Считать, что в произведении, подписанном рукой автора, есть что-то волшебное, отличающееся от копий — достаточно старомодно», — говорит Блейк Гопник, американский критик. 

Споры вокруг истинности и подлинности не новы в мире искусства. В 1966 Энди Уорхол, американский художник и дизайнер, разместил в журнале The Village Voice запись с просьбой принести ему рандомные предметы, которые он подписывал и выставлял оригинальными «Уорхолами».

«Уорхол играл в игры, подшучивая над тем глупым убеждением, что подпись и только подпись может подтвердить подлинность искусства», — говорит Блейк Гопник.

NFT в настоящее время

Сейчас люди готовы платить миллионы долларов за что угодно: за аватары из видеоигр, видео, картины и прочее. Например, первый твит сооснователя Twitter был продан за 2,9 млн долларов. Вырученные деньги пойдут на благотворительность.

Туба Pringles CryptoCrisp выставлена на аукцион: всего лишь файл в формате MP4, но на данный момент наивысшая ставка составляет почти 1700 долларов (примерно 129 000 рублей).

Кроме того, журнал Time выставил на аукцион три обложки журналов в виде NFT.  Наивысшая ставка на данный момент составляет 27,5 Etherium, что эквивалентно 3,5 млн рублей.

Интересные подробности о работе Винкельманна

Beeple говорит, что среди его работ, представленных в «Everyday», есть насмешливая карикатура Ким Чен Ына в кепке Пикачу. На другой его работе изображены два человека, которые пьют молоко из труб, подключенных к гибриду молочной машины Базза Лайтера. Назвали это Баззом Лайтмилком.

«У него такая глупая улыбка на лице... своего рода аналогия на капиталистические странности», — так говорит о частом появлении Базза Лайтера Винкельманн.

Даже после того, как он закончил дело всей своей жизни, Винкельманн продолжит совершенствоваться. Он также утверждает, что никогда никого не обманывал, и вот уже на протяжении 13 лет Майк каждый день выкладывает новое изображение.

Beeple с ужасом вспоминает день, когда вся его серия фотографий могла закончиться. Он летел ночным рейсом в Бразилию на конференцию. Он должен был опубликовать готовую фотографию перед взлётом. Через час полёта он усомнился в том, что он отправил эту фотографию по электронной почте.

«Это были просто жестокие, очень жестокие восемь часов полёта. Я включал и выключал авиарежим, чтобы поймать сеть, но вряд ли над серединой тропического леса Амазонки была вышка сотовой связи», — вспоминает он.

Когда самолёт приземлился, Винкельманн сразу проверил почту. К его счастью, он всё-таки не забыл опубликовать то изображение. Череда фотографий каждый день продолжилась.

По материалам SCMP.

Подписывайтесь на Rozetked в Telegram, во «ВКонтакте» и обязательно в YouTube.

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте



Комментарии

14.05.2024
Google I/O 2024
21.05.2024
Microsoft Build 2024
Нет событий
04.04.2025
«Форсаж 11»
Все события





Реклама на сайте